Новости

Дмитрий Колобов: «Покупай российское» – это новый тренд, это модно и правильно

Департамент развития промышленности социально-значимых товаров Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, помимо социально значимых товаров, например детских, где НДС составляет 10%, отвечает и за такой интересный сектор, как народные промыслы, которому оказываются колоссальные меры поддержки. Директор департамента Дмитрий Колобов считает, что если бы такие меры поддержки были бы у всей легкой промышленности, то отрасль чувствовала бы себя гораздо лучше.

– Несмотря на пониженный НДС на детские товары, очевидного бурного роста там нет. Проблема в том, что большая часть этого НДС приходится на импорт и реализацию – 25 млрд, а на производство выделяется всего 5 мрлд. То есть пониженный НДС поддерживает импорт. Поэтому к вопросу налогового стимулирования надо подходить очень осторожно.

Предприятиям народно-художественных промыслов субсидируются прямые затраты при производстве. Это связанно с тем, что их труд нерентабелен. И производство продукции, которая большей частью является культурным наследием, требует вот такого прямого субсидирования. И Минфин идет на это, однако не хотелось бы инструменты для выживающих предприятий применять к тем, которые хотят развиваться и расти.

Выдавать стимул развития необходимо какими-то новыми инструментами, не повторяющими пройденный путь. Иначе эта философия укажет неправильный вектор развития. Промыслы были лидирующими брендами до 1917 года, сегодня мы не можем легпром превратить в музей.

Оренбургские платки вывезли на выставку во Францию. Потом было сделано несколько фотографий, которые напечатали в «Петербургском вестнике». И после этого основные продажи у бренда пошли в Петербурге. Это говорит о том, что промыслы всегда занимались опережающим брендингом. Делали люкс из своего товара.

Как появилась хохлома? Купец производил ложки, расписывал их, возил на ярмарку. Рядом коллеги золотые иконы продают: «Братья, где золото взяли?» – «Да тут не золото, а химическая реакция, которая такой цвет дает». Поэтому и ложечки стали «не простые, а золотые». Дальше мещанка приходит на рынок, у всех простые, а тут золотые. А я же барыня, мне надо на стол ставить хорошие ложки. Золотые ложки пошли в продажу.

Жостово производило шкатулки, но они не продавались. Поехали с ними на рынок, увидели нижнетагильские расписанные подносы. А чаепитие входит в моду, в приличном доме чай надо на подносе подавать. Было решено вместо шкатулок делать подносы, и они 70 лет изготавливали их из папье-маше, пока не получили металл, коваля и не стали делать те подносы, которые мы сейчас все знаем. Это все примеры поиска своей ниши, элементы маркетинга и брендинга, которыми мы сейчас все оперируем, а промыслы почему-то забыли. Мы же пытаемся о них напомнить.

К этому надо возвращаться и стремиться. Если предприятия начнут сейчас удовлетворять спрос, как Жостово сейчас. Понимая, что подносы продаются плохо, они уже не модны, их максимум на стенку вешают, начали производство елочных игрушек. Их расписывают в жостовском стиле, получается очень красиво и интересно. Многие покупают в подарок на новый год. Еще одно направление – лейки для сада в стиле «прованс». Это модернизация промысла в соответствии с потребностями потребителя. У людей есть потребность в каких-то базовых домашних вещах, и ее надо удовлетворять.

Возвращаясь к моде. У нас сейчас около 40 заявок на поддержку рекламы, больше чем на млрд рублей. Хотя денег у нас вполовину меньше, но мы рассматриваем все. Общий интерес к поддержке рекламы российских производителей очень высок. Предприятия пытаются очнуться и понять, что свои товары можно рекламировать. Телевизор вполне доступен. У нас сейчас есть заявки из всех отраслей, представленных в нормативном акте: одежда, обувь, медицина, лекарственные средства, товары для дома, косметика и т. д. Среди них как глобальные игроки нашего рынка, так и маленькие производители, которые тоже видят возможность в рекламировании своей продукции. Мы очень хотим, чтобы эта система заработала и дальше масштабировалась.

«Покупай российское» – это не только программа, которая у нас сейчас появилась и развивается, это новый тренд, которым надо воспользоваться. Потребитель уже идет в магазин и ищет российские товары. И при сравнимых качестве и цене он начинает выбирать наше, потому что это сейчас модно и правильно. И то, что государство сейчас это инициирует, это хорошо. Производители начали приходить в рекламные агентства по поводу рекламы на ТВ, раньше этого не было, поскольку были высокие цены, а все вещательная сетка была забита иностранными брендами. Некоторые из них совсем ушли из России в марте этого года, другие постепенно начали возвращаться, но не в том объеме. И уже наши стали задумываться, что у телевизора самая низкая стоимость контакта с потребителем. В целом рекламный ролик на ТВ дорогая история, но если брать по итогу, это самый дешевый способ массового контакта с потребителем. Если этот инструмент заработает, при его масштабировании в следующем году он сможет дать больше эффектов. С региональными локальными подстройками, с включением туда радио, контентной рекламы в интернете, ротацией на региональных ТВ – все это у нас сейчас в работе.

Мы очень надеемся, что легкая промышленность, у которой есть много возможностей, несмотря на огромнейшую конкуренцию с коллегами из дружественных стран, займет свою нишу и сможет достойно представить русский продукт.
2022-11-03 09:25 Интервью